Статья 14. Оборот цифровой валюты
1. Под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации (далее - объекты российской информационной инфраструктуры).
2. Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.
3. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.
4. Организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами.
5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), за исключением получения цифровой валюты в результате выпуска цифровой валюты и (или) получения лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), лицом, организующим деятельность майнинг-пула, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (в том числе в результате распределения цифровой валюты среди участников майнинг-пула).
(в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 221-ФЗ)
6. Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
7. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
8. В Российской Федерации запрещается предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты.
(часть 8 введена Федеральным законом от 08.08.2024 N 221-ФЗ)
9. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к майнинг-пулу, а также к лицу, организующему его деятельность.
(часть 9 введена Федеральным законом от 08.08.2024 N 221-ФЗ)
10. Адрес-идентификатор предоставляется (открывается) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам прокуратуры, органам дознания и органам предварительного следствия, органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, для выполнения задач, возложенных на соответствующие органы.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 25.10.2024 N 349-ФЗ)
11. Уполномоченный орган, определенный Правительством Российской Федерации, по согласованию с Банком России в целях обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации вправе установить запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой.
(часть 11 введена Федеральным законом от 08.08.2024 N 221-ФЗ)
12. Правительство Российской Федерации в установленных им случаях и порядке вправе установить запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях.
(часть 12 введена Федеральным законом от 08.08.2024 N 221-ФЗ)
С 19 августа 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввёл ряд новых положений, касающихся оборота цифровых финансовых активов (ЦФА).
Одним из наиболее значимых нововведений является запрет на рекламу и продвижение криптовалюты для неограниченного круга лиц.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается любая информация, которая распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств и адресована неопределённому кругу лиц. Цель рекламы — привлечь внимание к объекту, сформировать или поддержать интерес к нему и продвинуть его на рынке.
Объектом рекламы может быть товар, средства индивидуализации юридического лица или товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, основанное на риске (например, спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль или игра).
Закон о рекламе уже содержит перечень объектов, реклама которых запрещена. В новый закон были внесены изменения, которые расширили этот перечень. Теперь запрещена реклама:
- цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) для организации обращения цифровой валюты;
- цифровых финансовых активов, указанных в части 1.1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В части 1.1 статьи 3 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» упоминаются цифровые финансовые активы (ЦФА), которые могут приобретать только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие определённым критериям, установленным в решении о выпуске конкретного ЦФА.
Организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации — это деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и операций, которые влекут за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры (пункт 3 статьи 14 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В связи с введением новых поправок в законодательство установлен строгий запрет на рекламу криптовалюты, цифровых финансовых активов, а также сервисов, основанных на использовании ЦФА и других платформ.
Запрет распространяется не только на рекламу самой цифровой валюты, но и на услуги криптообменников, криптокошельков и других платформ, которые используются для криптовалютных операций.
В комментариях к новому закону отмечается, что в рекламных материалах не рекомендуется использовать изображения и обозначения, которые могут быть связаны с символами криптовалют, услугами обменников, бирж или криптовалютных торговых ботов, чтобы продвигать ЦФА.
Новые законодательные ограничения также распространяются на публичные мероприятия и конференции, связанные с криптовалютными операциями, а также на размещение рекламы на сайтах, в блогах и других публичных источниках информации, доступных для всех пользователей.
Платформы, которые могут осуществлять рекламу, могут расширить перечень информации и сведений, связанных с ЦФА, которые запрещены к рекламированию, в своих правилах функционирования.
Эти запреты направлены на защиту обычных пользователей, которые не являются опытными участниками рынка ЦФА. Многие материалы, которые публикуются о ЦФА, криптовалютном рынке, обмене и майнинге, могут быть непроверенными и даже недобросовестными с точки зрения гражданского законодательства. Поэтому законодатель решил защитить таких «слабых» участников рынка с помощью этих мер.